Развитие феодальных отношений в III-IV вв. Империя Цзинь


Развитие феодальных отношений в III-IV вв. Империя Цзинь

Уже документы времён «Троецарствия» проливают свет на тот путь, по которому пошло в это время развитие феодализма в Китае. В докладе Сыма Лана, одного из министров вэиского правителя Цао Цао, обращалось внимание на наличие большого числа необрабатываемых земель и указывалось на необходимость вернуть на землю крестьян, покинувших свои хозяйства. Сыма Лан при этом уже называл пустовавшую землю — гун тянъ — государственной. Таким образом, речь шла о том, чтобы заселить пустующие земли крестьянами как держателями государственных земельных участков и сделать тем самым этих крестьян зависимыми от государства. Однако это стало осуществляться лишь после нового объединения страны в едином государстве.

Восстановить государственное единство Китая удалось самому сильному из трёх царств — Вэйскому. В 263 г. под ударами вэйских полководцев пало царство Шу-Хань, после чего в 265 г. Сыма Янь, полководец на службе у вэиского правителя, низложил своего государя и провозгласил себя императором. Своей династии он дал наименование Цзинь. Так началась эпоха Цзиньской империи (265—316 гг.). В 280 г. под власть цзиньского дома подпало и царство У.

В восстановленной империи процесс развития феодальных отношений получил отражение и в области законодательства. При первом императоре Цзиньской династии — Сына Яне (У-ди, 265—290)(Сыма Янь - собственное имя; У-ди - посмертное имя, которым в китайской средневековой историографии обозначаются императоры.) — был издан закон о государственных наделах, согласно которому крестьяне должны были получать наделы двух видов: один — для собственного пользования, другой — для обработки в пользу государства. Держатели наделов были обязаны вносить налог и с участка, предоставленного в их собственное пользование. Этот налог вносился продукцией сельскохозяйственного промысла, главным образом, по-видимому, шёлком — как в виде готовой ткани, так и в виде сырья. Кроме того, держатели наделов привлекались к работам общественного значения — по поддержанию, ремонту и проведению оросительных сооружений, по осушению почвы, по борьбе с разливами рек, по разного рода постройкам (так называемая «трудовая повинность»).

Законодательные постановления проливают, таким образом, свет на пути утверждения в Китае государственной собственности на землю. Отработочная рента на государственных полях удержалась недолго: в начале IV в. она была заменена продуктовым налогом, что определяло возможность дальнейшего развития хозяйства относительно самостоятельного крестьянина.

Утверждение в Китае государственной феодальной собственности на землю обусловливалось прежде всего необходимостью известной централизации общественных работ — по оросительной сети, по борьбе с разливами рек, по строительству оборонительных сооружений. О масштабе строительства оборонительных сооружений красноречиво говорят мощные стены вокруг многих китайских городов-крепостей (чэн), которые сохранились до наших дней. Наглядно свидетельствует об этом и Великая Китайская стена.

Утверждению государственной формы феодальной земельной собственности именно в это время (во второй половине III — начале IV в.) содействовала общая обстановка в стране: разруха, заброшенность земель и недостаток рабочих рук. В этих условиях государство стремилось прикрепить крестьян к земле, но в такой форме, которая не мешала бы их хозяйственной инициативе и даже оставляла бы у них иллюзию самостоятельности. Система государственных земельных наделов в соединении с продуктовой рентой и была такой формой (Государственная собственность на землю существовала в Китае и раньше. Так, она имела место в Ханьской империи, но не стала там господствующей и преобладающей формой собственности.).

При этом наряду с феодальной государственной собственностью на землю в Китае существовали и земельные владения отдельных феодалов.

Весь процесс становления государственной феодальной земельной собственности развёртывался в обстановке сопротивления со стороны трудящегося населения, не прекращавшейся междоусобной борьбы среди правящего класса и усилившихся набегов кочевников. В разных частях страны происходили вспышки крестьянских восстаний, особенно сильные в провинциях Шаньси и Сычуань. Местные правители — члены цзиньского императорского дома, которым Сыма Янь вынужден был предоставить в управление отдельные части страны, немедленно же после его смерти (в 290 г.) начали борьбу между собой. Междоусобица, продолжавшаяся 16 лет и вошедшая в историю под названием «Смуты восьми князей», крайне ослабила силы империи, что дало возможность кочевникам, жившим на северо-восточных и северо-западных границах Китая, усилить свой натиск.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Смотреть что такое "Развитие феодальных отношений в III-IV вв. Империя Цзинь" в других словарях:

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Исторический очерк — Обзор историографии В. Периодизация истории В. Вьетнамская феод. историография начала складываться в 13 в. Первым крупным ее представителем явился Ле ван Хыу, издавший в 1272 Дайвьет ши ки ( Исторические записки о Дайвьете ), очерк истории… …   Советская историческая энциклопедия

  • Социально-экономические отношения в Ханьской империи во II — I вв. до в. э. — Восстановление и консолидация древнекитайской империи при Старшей династии Хань создали условия для быстрого развития земледелия, ремесла и торговли. В глазах современников годы правления первых императоров Старшей династии Хань были временем… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • И (народность) — И Женщина в национальной ийской одежде. Общая численность: около 8 миллионов (2000) Расселение: Китай: 7 762 272 (2000) Вьетнам: 3307 (1999) Язык …   Википедия

  • Ийцы — И Женщина в национальной ийской одежде. Общая численность: около 8 миллионов (2000) Расселение: Китай: 7 762 272 (2000) Вьетнам: 3307 (1999) Язык …   Википедия

  • Ицзу — И Женщина в национальной ийской одежде. Общая численность: около 8 миллионов (2000) Расселение: Китай: 7 762 272 (2000) Вьетнам: 3307 (1999) Язык …   Википедия

  • Народ и — И Женщина в национальной ийской одежде. Общая численность: около 8 миллионов (2000) Расселение: Китай: 7 762 272 (2000) Вьетнам: 3307 (1999) Язык …   Википедия

  • И (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. И (значения). И …   Википедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия